| sadowod.com | vivaspb.com |

 

Госзакупки и нерешенные вопросы

Автор: Administrator.

Основные проблемы госзакупок в РФ.     

Вступление в силу Федерального Закона № 94 (далее Закон) окончательно оформило такой государственный институт, как госзаказ. Но неполное представление о реалиях экономики, взятое в качестве базиса Закона, привело к появлению многочисленных трудностей для отличающихся добросовестностью поставщиков и заказчиков.



Принятый Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» имеет, бесспорно, положительное значение для очень большого количества участников экономической деятельности страны. Этот Закон - одна из наиболее важных реформ последнего десятилетия. До его принятия законы в этой области охватывали очень узкий круг вопросов и никак не ограничивали недобросовестных заказчиков. В то же время практическое применение принятого Закона наглядно показало его неполное соответствие экономической действительности.

Авторы Закона хотели создать простую эффективную систему, которая бы позволяла легко управлять и регулировать процессы государственных заказов и закупок. Однако не учли то, что давно известно: система управления по сложности обязательно должна превосходить процесс, который регулирует. Т. о. не вызывает удивления факт, что попытка применить этот Закон ко всем объектам госзакупки вызвала значительные трудности. Особенно это заметно при применении Закона к сложным, уникальным и инновационным товарам и услугам.

Госзаказ и его наиболее значимые проблемы.

После принятия Закона (июль 2005) и вступления в действие (январь 2006) значительно увеличился объем госзаказа и госзакупок (более чем в два раза). В то же время в восьмидесяти процентах совершенных операций были обнаружены существенные нарушения.

Рассмотрим наиболее серьезные из них.

A. Этап формирования государственного задания.
1. Отсутствие возможности гарантировать качественную покупку только скрупулезной детализацией технических характеристик покупаемого оборудования.
2. Невозможность определения справедливых стартовых цен из-за отсутствия наработанных методик.
3. Нечестность заказчиков (желание всеми способами получить так называемый «откат») и отсутствие возможности в рамках Закона пресечь эти действия.
4. Отсутствие механизмов, которые бы позволили наладить долговременное сотрудничество с добросовестными поставщиками.
5. Невозможность применения такой процедуры, как аукцион, для уникальных покупок.

B. Этап выполнения контракта.
1. В Законе не предусмотрена возможность изменения условий контракта при изменении внешних факторов. Влияние этого недостатка особенно заметно при заключении крупных контрактов со значительными сроками исполнения, а также при выполнении контрактов по проектированию и при поставках высокотехнологичного оборудования. Т. е. там, где из-за целого ряда объективных причин изменения неизбежны.
2. Запрет на предъявление к участникам требований по квалификации приводит к тому, что организация-заказчик фактически может оценить качество покупаемого товара или услуги только после исполнения контракта. Это может оказать существенное влияние на дальнейшие расходы заказчика как при выполнении строительных работ, так и эксплуатационных затрат.
3. Несоблюдение временных рамок исполнения контракта. Для госорганизаций такая ситуация особенно неприятна в конце года. Возникает ситуация, которая имеет два пути: не платить и вернуть деньги в государственный бюджет (что подразумевает риск непрогнозируемой задержки в получении необходимого) или перейти на условно-договорные отношения с поставщиком. Первое решение полностью законно, но создает существенные препятствия в деятельности госорганизации. Поэтому в большинстве своем выбирается второй вариант.
4. У заказчика нет достаточных возможностей для принятия мер к недобросовестным исполнителям контрактов. Задекларированных в Законе оснований (неподписание контракта и расторжение по решению судебного органа) для включения поставщика в реестр недобросовестных явно недостаточно.

Все эти и другие существенные недостатки, обозначившиеся в процессе применения Закона, вынуждают регулярно дорабатывать законодательный акт.

iVeritas

Друзья! Информационное агентство Veritas предлагает Вам познакомится с нашим очередным проектом - "Клуб Ветеранов Войн"...

Опубликовано ИА Veritas 20 февраля 2016 г.