| sadowod.com | vivaspb.com |

 

Печать
PDF

Геннадий Семигин размышляет о том, какое оно — “кино, отвечающее стратегическим интересам государства”

Автор: Administrator.

Народная мудрость гласит, что о вкусах не спорят. А жизнь демонстрирует, что только о них обычно и дискутируют. Противоречия здесь нет. Мудро избегать ситуаций, когда решения зависят от эстетических предпочтений. Однако есть такие инстанции, которые только такие постановления и могут принимать. Особенное место у Министерства культуры. Поскольку к нынешнему министру — Владимиру Мединскому — у общественности и политиков единого отношения нет, а многие его просто не любят, большая часть решений по культуре, которые принимаются с его участием, вызывают как минимум вопросы. Среди них и список из 100 фильмов, которые рекомендованы российским школьникам, и перечень тем для кинематографистов, которые могут быть поддержаны в производстве или прокате в 2013 году.

Критика министерства начинается обычно с того, что какие-то идеологические позиции его признаются неприемлемыми или недостаточно выраженными. Это объяснимо: поскольку ранее Мединский был связан с идеологической поддержкой политической партии «Единая Россия», то какие-то приемы с прошлой работы он принес и в новый кабинет. Однако работать над идеологией партии и работать в масштабе страны — совсем разные занятия. В первую очередь потому, что в России не может быть ведущей идеологии. Так, по крайней мере, в Конституции написано, а «закон нужно чтить», как говорили в одном всеми любимом фильме. И вот тут-то и возникают трудности. В решениях Министерства культуры постоянно обнаруживается какой-то идеологический подтекст. И здесь важно не то, есть ли он там на самом деле, а то, что подозрение у общественности и политиков не пропадает в принципе. И не смотря на то, что в чем-чем, но в отсутствии патриотизма нынешнего министра едва ли можно заподозрить, даже у «Патриотов России» нашлись к нему претензии.

Для начала приведем список тем, который вызывает вопросы у многих:

· «Россия — многонациональная страна»;

· «История страны как духовный капитал будущего»;

· «Военная слава России: победы и победители»;

· «Люди долга: живая память войны в Афганистане»;

· «Народная война: малоизвестные, яркие и драматичные страницы истории Великой Отечественной»;

· «Современные истории успеха: сюжеты, способные вдохновить»;

· «Общество без границ: о жизни и подвиге самореализации людей с ограниченными возможностями»;

· «Вечные ценности как основа национального культурного кода: семья, традиция, любовь и верность»;

· «Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором»;

· «Научная, изобретательская и производственная деятельность как общественное служение и путь к самореализации»;

· «Новая жизнь классики: золотой век русской литературы в кино»

· «Памятные даты: к 400-летию окончания Смуты, к 400-летию дома Романовых».

Сергей Глотов, глава московского регионального отделения партии и центрального политсовета «Патриотов России», высказался и по поводу списка, и по 100 фильмам. Как и следовало ожидать вопросы вызывает набор тем для кинофильмов, который Министерство планирует поддерживать. В 2013 году довольно обоснованной выглядит идея поддержки кино о преодолении Смуты, однако добавление 400-летия дома Романовых — это, по мнению патриота, явный перебор.

«Среди тем патриотической и нравственной направленности, о которых говорилось, есть «К 400-летию дома Романовых» и «Современные истории успеха. Сюжеты, способные вдохновлять». В первом случае возникает естественный вопрос: кого и зачем прославлять? Во втором: где взять и как вдохновлять? … Мудрено звучит, например, и такая тема: «Вечные ценности как основа национального культурного кода…». В критике Глотова есть рациональное зерно. К Романовым в России нет однозначного отношения. Если для активно православных (которых в стране и 10% не набирается, если смотреть данные независимых от Русской Православной церкви исследователей) Романовы — это святые мученики, то для многих они — мучители, при которых очень много людей в деревнях было повешено (отсюда и «столыпинские галстуки»). Разное к ним отношение — так зачем провоцировать людей? Министерство работает для всего общества и поэтому критика Глотова, который в данном случае выступает как представитель светской, даже советской, традиции, будет поддержана многими.

Не меньше вопросов и культурного и идеологического свойства найдется к списку фильмов. Сергей Глотов первым делом отмечает сверхпредставленность Сергея Михалкова, который снял для топ-100 фильмов от Министерства культуры целых три фильма. Это уникальное достижение. «Неужели это произошло потому, что Никита Михалков активно участвовал в составлении списка 100 лучших фильмов? Может быть, было бы целесообразно его «Утомленных» заменить, например, на популярный и полезный во всех отношениях (в том числе в деле патриотического воспитания молодежи) фильм «Офицеры» Владимира Рогового», — предлагает представитель партии «Патриоты России».

Лидер партии Геннадий Семигин выдвинул лозунг «Патриотизм выше политики». Лозунг красивый и правильный, но во многом трудно выполнимый, потому что все, кто не придерживается ценностей патриотизма, стоит за свою религию, национальность или еще какую-нибудь идентичность. То, что озвучили «Патриоты России» действительно выдержано в нейтральном патриотическом духе. Однако многие с этим не согласятся, как не согласятся и с Мединским. Можно сделать общий вывод о том, что единства мнений по поводу гражданского и нравственного воспитания в современной России нет. А желание по старой советской модели создать единую для всех систему — есть. Власти едва ли пойдут на репрессии против тех, кому эта система не нравится, однако и гуманитарно убедить общество в верности своей позиции им пока не удается. Вот тут и возникает вопрос: правильные ли задачи ставит перед собой Министерство культуры, если политика по объединению пока скорее разъединяет?

iVeritas

Друзья! Информационное агентство Veritas предлагает Вам познакомится с нашим очередным проектом - "Клуб Ветеранов Войн"...

Опубликовано ИА Veritas 20 февраля 2016 г.