| sadowod.com | vivaspb.com |

 

Печать
PDF

БЮР Македония: социально-экономические преобразования. Правительство Македонии стремится повысить уровень жизни населения, планирует вступить в ЕС

imageПроблемы

БЮР Македония – страна с уровнем дохода ниже среднего, в силу своего географического положения (отсутствие выхода к морю), небольших размеров и imageотносительно высокой степени открытости экономики является особенно уязвимой в отношении шоков, таких как высокая инфляция, эмбарго, а также региональные и местные вооруженные конфликты, происходившие со времени провозглашения независимости от Югославии в начале 90-х годов. Несмотря на то что БЮР Македонии удалось пережить все эти потрясения, перед страной по-прежнему стоят весьма сложные политические, экономические и социальные проблемы. Главная задача в сфере экономики – дальнейшее повышение уровня жизни населения и создание новых рабочих мест с целью снижения очень высокого уровня безработицы, достигающего 32 процентов. Стремясь превратить экономику страны в “экологически чистую экономику”, правительство Македонии следует курсом, который является одновременно гибким и прагматичным, учитывая, что изменение климата будет иметь серьезные последствия для страны, удельная энергоинтенсивность экономики которой в настоящее время слишком высока. И наконец, главная социальная задача заключается в поддержании нормальных отношений между различными этническими группами в составе населения страны, продолжая успешное осуществление постноконфликтного “Рамочного соглашения”.

Подход к решению проблем

Начиная с 1994 года, МБРР играет решающую роль, оказывая финансовую помощь и консультируя правительство страны в пяти важнейших областях деятельности, которыми являются повышение конкурентоспособности страны и обеспечение устойчивого экономического роста, улучшение делового климата, инвестирование в человеческий капитал, совершенствование инфраструктуры автомобильных, железных дорог и энергетического сектора, а также содействие децентрализации. На сегодняшний день МБРР предоставил стране в общей сложности 682 млн долл. США, обеспечив финансирование целого ряда реформ, направленных на повышение конкурентоспособности, и поддержав усилия, прилагаемые к улучшению делового климата, облегчению бремени регулирования, возложенного на бизнес, содействию проникновению новых предприятий на рынок и развитию инфраструктуры, включая расширение возможностей автомобильного и железнодорожного транспорта и снижение транзакционных издержек, связанных с торговлей и транспортом. Кроме того, МБРР инвестирует в человеческий капитал, особенно в образование, и оказывает правительству страны техническую и консультационную помощь в разработке национальной энергетической стратегии и осуществлении мер по повышению энергоэффективности и освоению возобновляемых видов энергии.

Результаты


В 2004 году МБРР поддержал правительство в процессе продажи или ликвидации порядка 100 государственных предприятий и реформирования банковского сектора. В результате объем кредитования коммерческими банками, который в 1998-2002 году составлял 12-13 процентов валового внутреннего продукта (ВВП), к концу 2005 года увеличился приблизительно до 24 процентов, в то время как объем депозитов за этот же период увеличился в среднем с 22 до 35 процентов ВВП. Доля государства в общей сумме активов банковского сектора, в 2000-2002 годах достигавшая в среднем около 15 процентов, в 2005 году сократилась приблизительно до 9 процентов. Банковское кредитование частного сектора увеличилось с 14 до 21 процента ВВП в период с 2001 по 2005 год.

В 2009 году БЮР Македония улучшила свой рейтинг, согласно результатам обследования Doing Business, поднявшись на 32-е место среди 185 стран, при том что в 2006 году страна заняла 83-е место из 125 стран. Согласно результатам обзора, проведенного в 2008 году, страна оказалась в числе четырех ведущих реформаторов, а в 2010 году заняла третье место в мире по всем показателям реформ. Содействие, оказанное МБРР властям в разработке нового Закона о регистрации предприятий, помогло сократить время, необходимое для регистрации предприятия, с 48 дней в 2006 году до четырех дней в 2009 году, снизить затраты на регистрацию до менее, чем 50 евро, и увеличить число зарегистрированных компаний на 6 процентов на протяжении первой половины 2008 года.

Благодаря инвестициям в образование, контингент учащихся средних школ увеличился с 85 до 95 процентов в период с 2004 по 2008 годы, а процент отсева учащихся средней школы сократился с 2,1 до 1,9 процента за этот же период.

Сотрудничество между МБРР и БЮР Македонией в транспортном секторе началось еще в 1995 году, и с тех пор восстановлено или усовершенствовано более 200 км дорог, а средняя продолжительность времени, необходимого для въезда и выезда из страны, сократилась в три раза (соответственно, с 60 до 20 минут и с 20 до 7 минут).

Благодаря помощи МБРР MEPSO (государственная электроэнергетическая компания) увеличила пропускную способность энергораспределительной сети, завершив строительство линии электропердачи для поставок электроэнергии в Грецию, и восстановила 38 трансформаторных станций по всей территории страны, в том числе главную трансформаторную станцию, обслуживающую столицу страны г. Скопье. Эта работа позволила существенно сократить технические потери электроэнергии и сделать всю электроэнергетическую систему в целом более стабильной.

МБРР помог правительству разработать и ввести стабильный и прозрачный механизм финансирования местных органов государственного управления, что позволило муниципальным органам увеличить свою базу доходов и уменьшить задолженность. В результате 60 из 83 муниципальных образований страны смогли погасить задолженность по платежам к концу 2007 года, а к концу 2008 года это удалось 70 муниципальным образованиям.

Перспективы

МБРР намерен продолжать увеличивать масштабы деятельности, оказывая БЮР Македонии содействие в решении стоящих перед страной задач в целях обеспечения устойчивого развития и адаптации к изменению климата, уделяя особое внимание решению краткосрочных задач. Это должно помочь стране (i) продвинуться в процессе вступления в ЕС, (ii) пережить последствия глобального экономического кризиса и достичь прогресса в создании устойчивой, экологически чистой и низкоуглеродной экономики, (iii) поддержать макроэкономическую стабильность в среднесрочной перспективе, а также (iv) воспользоваться глобальными, многосторонними и двусторонними источниками финансирования (в том числе инновационными механизмами финансирования, связанными с изменением климата) и более результативно использовать внешнюю помощь, в частности, путем успешного применения подходов к реализации конкретных программ.

 

20 апреля состоялся визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Македонию.

В ходе встречи с Президентом Республики Македонии Г.Ивановым, Председателем Правительства Н.Груевским и переговоров с Министром иностранных дел А.Милошоским был проведен обзор актуальных вопросов российско-македонских отношений. Отмечена нацеленность на поддержание достигнутой динамики двустороннего политического диалога, продолжение совместной работы по совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы. При обсуждении торгово-экономической тематики подчеркнута обоюдная заинтересованность в наращивании на приоритетной основе сотрудничества в топливно-энергетической и инвестиционной сферах.

Была дана высокая оценка уровню взаимодействия в рамках международных организаций, в особенности в ООН, ОБСЕ и Совете Европы, по региональной и международной повестке дня. Министры иностранных дел России и Македонии подписали План межмидовских консультаций на 2011-2012 годы.

Намечены основные направления развития культурно-гуманитарных связей, включая проведение в текущем году Дней македонской духовной культуры в России, а также перспективу открытия в Москве и Скопье информационно-культурных центров двух стран.

В связи с отмечаемым 150-летием со дня учреждения на территории современной Македонии первого официального представительства России – Императорского консульства – С.В.Лавров передал македонской стороне копии относящихся к этому периоду истории документов из фонда Архива внешней политики Российской Империи.

 

imageС.В.Лавров: Мне приятно находиться в этом великолепном месте, где своя особая энергетика и каждый камень дышит историей. Здесь отражается духовная и историческая близость наших народов. Мне особенно приятно находиться в Македонии в год 150-летия первого Российского императорского консульства в городе Битола. Как говорится, сам Бог велел использовать эти вековые духовные и культурные связи наших народов, взаимную тягу к общению, чтобы на этом фундаменте выстраивать сегодня современные отношения в гуманитарной, торгово-экономической и инвестиционной сферах. Именно об этом условились Президент Д.А.Медведев с Президентом Г.Ивановым в ходе встречи в Санкт-Петербурге в июне 2010 г. Сегодня мы с моим коллегой обсудили ход выполнения этих договоренностей. Наша общая оценка, что они выполняются неплохо. Имеются дополнительные планы, которые обе стороны намерены реализовывать.

Российские компании работают в Македонии в сфере энергетики, оказывают содействие в модернизации соответствующих объектов, сооружают новые важные генерирующие мощности. Существуют и другие отрасли, представляющие взаимный интерес. Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству активно работает и рассматривает практические пути углубления взаимодействия.

Укрепляется договорно-правовая база, завершается подготовка договора о дружбе и сотрудничестве, соглашений о взаимодействии в сфере железнодорожного транспорта, о создании культурных центров России в Македонии и Македонии в России, соглашения о взаимном признании дипломов и ученых степеней.

Признательны македонскому Правительству за введение безвизового режима для российских граждан с марта по октябрь 2011 г. Уверен, что это повысит число желающих посетить эту прекрасную страну. В более широком плане я поддерживаю настрой моего коллеги на то, чтобы добиваться введения безвизового режима для всех европейских государств, как это было обусловлено в рамках ОБСЕ еще 15-20 лет назад.

С удовлетворением отмечаем подтвержденную сегодня готовность Македонии прорабатывать инициативу Президента Д.А.Медведева о подготовке договора о неделимости безопасности в Евроатлантике. Тесно сотрудничаем с македонскими представителями в ОБСЕ, ООН, а также в Совете Европы, где Македония недавно успешно завершила председательство в Комитете министров.

Для углубления взаимодействия по всем перечисленным направлениям мы подписали План консультаций между министерствами иностранных дел двух стран, который выводит наше сотрудничество на качественно более высокий уровень.

В заключение хотел бы еще раз поблагодарить моего коллегу за приглашение, великолепную организацию работы и гостеприимство.

Вопрос: Госсекретарь США Х.Клинтон, находясь недавно в регионе, «перепрыгнула» Македонию, обошла ее вниманием. Означает ли Ваш визит в эту страну усиление позиций России на Балканах? Полагаете ли Вы, что македонское правительство поворачивается от Запада к Востоку?

С.В.Лавров (в дополнение к ответу А.Милошоского): Я понимаю, что все мы родились в другую эпоху, нас по-разному воспитывали и учили в школе, и еще живы инстинкты во всем усматривать игру с нулевым результатом. К сожалению, у ряда современных европейских политиков наблюдаются такие проявления, и порой они рекомендуют отдельным странам выбирать между Европой и Россией. Эта изжившая себя логика перечеркнута самой жизнью.

У России понятная внешняя политика: мы готовы самым тесным образом на взаимовыгодной и равноправной основе сотрудничать с любой страной, которая к этому готова. Как я понимаю, схожих подходов придерживается и Македония.

Российско-македонские отношения самоценные, они имеют абсолютно самостоятельное значение. Мы не дружим против кого-то. Мы не «перепрыгиваем» через друзей, не «впрыгиваем», когда кто-то мимо проехал. Наш визит был согласован между двумя министерствами около трех месяцев назад.

imageВопрос: Существуют ли политические проблемы при согласовании с Македонией проекта «Южный поток»?

С.В.Лавров: В отношениях России и Македонии вообще не существует политических проблем. У нас имеются планы углублять сотрудничество во всех областях, чем мы сегодня активно занимались.

Проект «Южный поток» сейчас разрабатывается осуществляющими его компаниями – это «Газпром» и его партнеры в Германии, Франции, Италии. Сейчас определяется оптимальный маршрут с учетом заинтересованности европейских потребителей. Соответствующий интерес был проявлен Македонией. Конечно, компании, которые будут реализовывать данный проект, выбирают экономически обоснованные варианты. Налицо стремление учесть интересы Македонии. В прошлом году здесь находились представители «Газпрома». Македонские коллеги, насколько я знаю, передали им свои соображения на этот счет. В настоящее время эти предложения рассматриваются, и в скором будущем на них появится реакция.

Вопрос: В Охриде расположено 365 православных церквей. По возвращении в Россию станете ли Вы рекомендовать своим друзьям посетить Македонию?

С.В.Лавров: Безусловно, причем не только друзьям. Пользуясь этой возможностью, призываю всех обратить внимание на этот райский уголок и при планировании отдыха иметь в виду г. Охрид. Представителей российских СМИ призываю хотя бы коротко показать зрителям эти красоты. Фактор православной близости наших народов имеет большое значение и служит дополнительным привлекательным моментом для российских туристов.

Стенограмма выступления и ответов на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Македонии А.Милошоским, г. Охрид, 20 апреля 2011 года

iVeritas

Друзья! Информационное агентство Veritas предлагает Вам познакомится с нашим очередным проектом - "Клуб Ветеранов Войн"...

Опубликовано ИА Veritas 20 февраля 2016 г.