Регулирование Интернета. Предыстория

Автор: Редакция ИП Сферы.РУ. Опубликовано в Статьи

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

image

 

Массмедиа – средства осуществления массовой коммуникации в обществе, которые охватывают достаточно широкую аудиторию. Массмедиа часто выступают синонимом понятия «средства массовой информации». Их характерные черты: обращенность к массовой аудитории, доступность множеству людей, индустриальный характер производства и распространения содержания [1].

Сегодня одним из способов доведения информации  до общества является Интернет – всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес-ресурсам и электронной почте, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. Доступ в Интернет обеспечивается компаниями-провайдерами. Многие используют расхожую фразу о том, что Интернет – это Всемирная (Глобальная) Паутина. На самом деле это не поэтическая метафора, а расшифровка символов WWW – World Wide Web. Веб-страницы представляют собой гипертекстовые документы. Веб-страницы, объединенные одной темой, имеющие одинаковый дизайн и находящиеся на одном веб-сервере, представляют собой веб-сайт. Просматривать веб-страницы можно с помощью специальной программы – браузера.  Сегодня Сетью охвачены более двух миллиардов пользователей (в 2000 году было всего 318 миллионов). По данным IMS Research, общее количество всех подсоединенных к Интернету устройств (включая ПК,  мобильники, смартфоны и т. д.) достигает пяти миллиардов. Уровень  проникновения Интернета по всему миру составляет 28, 7 %. Общее количество сайтов в Интернете (на июль 2010 года) – более 205 миллионов (в 2008 году было 156 миллионов). Средний пользователь Интернета проводит в Сети 31, 3 часа в месяц. Количество размещенных в Интернете файлов перевалило за три миллиарда. Средняя посещаемость интернетСМИ в Рунете – 7, 09 миллионов посетителей в сутки [2].  Говоря об особенностях Интернета как инструмента распространения массовой информации, следует отметить широкую аудиторию пользователей и возможность ее неограниченного расширения, трансграничное распространение информации, высокую скорость и оперативность предоставления информации, практически неограниченный выбор источников и видов информации, практическое отсутствие предварительного контроля содержания информации (цензуры), возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени, возможность одновременного представления информации в различной форме (текст, графика, звук, анимация и др.). Таким образом, можно констатировать, что сеть Интернет есть наиболее важная инфраструктура развивающегося информационного общества, инфраструктура социального регулирования. Невозможно переоценить роль сети в распространении информации и организации других информационных процессов. Следует отметить, что сам Интернет не является объектом правового регулирования, правовые отношения возникают по поводу деятельности субъектов, которые тем или иным образом связаны с функционированием такой сети, а также по поводу информации, которую они распространяют [3].  В настоящее время ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет.  
 
Существующие нормативно-правовые акты регулируют частные аспекты функционирования Сети, к ним относятся прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и отдельных услуг и т. д. [4]. Регулирование интернет-информации осуществляется по общим правилам. К основным нормативным актам  в этой сфере относятся следующие. Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71).  В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета  и беспристрастности правосудия (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 19; ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах; п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод; ст. 29, 55 Конституции РФ). Выработку и реализацию единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), в том числе по вопросам развития сети Интернет, системы цифрового вещания и радиовещания, новых технологий в этих областях, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий [5].  Уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, связи, информационных технологий, обработки персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [6].  Одним из наиболее дискуссионных на сегодняшний день является ФЗ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей  вред их здоровью развитию», который начал действовать с 1.09.2012 г. Закон направлен на защиту детей от травмирующего воздействия на их неокрепшую психику негативной и способной развить в ребенке порочные наклонности информации.  Законом вводится само понятие информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Данная информация делится на два основных вида:  1) информация, запрещенная к размещению, вызывающая у детей страх, панику, а также оправдывающая насилие и противоправное поведение, в том числе информация, побуждающая к действиям, представляющим угрозу их жизни и здоровью, провоцирующая детей на суицид; 2) информация, распространение которой ограничено возрастной категорией ее потребителей, сформированным по четырем возрастным категориям: не достигшие 6 лет, достигшие 6 лет, достигшие 12 лет, достигшие 16 лет.  Например, для детей, достигших 6-летнего возраста, допускается к обороту продукция, содержащая ненатуралистическое изображение или описание несчастного случая, аварии, ненасильственной смерти, но без демонстрации их последствий, которые могут вызвать у детей ужас, страх.  К обороту продукции, допускаемой для детей, достигших 16 лет, может быть отнесена информация о наркотиках, с указанием последствий их употребления, но без демонстрации применения, и при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению.  В связи с принятием закона вносятся изменения в ряд действующих федеральных законов, при этом наибольшие дискуссии вызвала новая статья 15' «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации», внесенная в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и принятое в соответствии с ней Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 г. Москва.  Согласно Постановлению, на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций возлагается обязанность по созданию, формированию и ведению единого реестра сайтов, страниц и сетевых адресов с информацией, содержащей опасный для детей контент. В первую очередь речь идет о детском порно, инструкциях по суицидам и по изготовлению наркотиков. В этом случае возможно досудебное закрытие сайтов. При наличии другой запрещенной информации решение о закрытии ресурса будет приниматься на основании постановления суда. Согласно тексту закона, сайты и страницы не будут попадать в реестр автоматически. Надзирающий орган (предположительно Роскомнадзор) возложит на некоммерческую организацию обязанности по мониторингу сайтов с противоправной информацией. После обнаружения
таких сайтов НКО будет передавать эти сведения в Роскомнадзор, который, в свою очередь, должен предупредить владельца интернет-ресурса об обнаружении нелегального контента. Если в течение суток тот не отреагирует и не удалит материал, это должен будет сделать хостинг-провайдер. Если он также бездействует, страница попадает в «черные списки». Решение о включении в реестр можно будет обжаловать в суде в течение трех месяцев  Законопроект еще до его принятия вызвал бурю возмущения в блогосфере. Аналитики заговорили о том, что свободному Интернету наступает конец. Все, к чему мы давно привыкли, могло навсегда исчезнуть: блоги, поисковые сервисы, социальные сети. Многие интернет-пользователи посчитали регулирование Интернета прямым противоречием Конституции России, дающей право гражданам на свободное получение информации и запрещающей цензуру. Оппозиционно настроенные обитатели русскоязычного сегмента интернета заявили, что цензура в Интернете будет использоваться исключительно для подавления протестных настроений  в обществе путем удаления неугодного властям контента. По словам некоторых экспертов, под прикрытием «защиты детей» можно ограничить доступ к абсолютно любой информации, что неминуемо приведет к появлению цензуры в доселе свободном Интернете. Действительно, отношения российских властей с Интернетом трудно назвать приятельскими. Большинство блогеров не настроено лояльно по отношению к власти, а многие интернет-площадки используются для координации протестных акций. Перед крупными протестными акциями, а также перед парламентскими выборами в декабре прошлого года по причинам так называемой DDoS-атаки не работали многие сетевые ресурсы. Масла в огонь подлило поступившее в январе 2013 года известите об эксперименте по регулированию доступа в Интернет, запланированном в Костромской и еще некоторых областях. С февраля по апрель 2013 года его должна была провести Лига безопасного Интернета (ЛБИ) совместно с местными провайдерами. 29 провайдеров Костромского региона должны перезаключить договоры с пользователями, которым по умолчанию будет предоставляться доступ в «чистый Интернет», т. е. лишь к сайтам, включенным в «белый список». Желающие выключить «чистый интернет» должны уведомить об этом провайдера (написать дополнительное заявление либо отключить его в «личном кабинете») и, таким образом, взять на себя возможную ответственность. Лидер Пиратской партии России Павел Рассудов назвал эксперимент с «белыми списками» цензурой и указал на то, что премодерация ресурсов противоречит конституционному праву на свободный доступ к информации. По словам исполнительного директора Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры Интернета Матвея Алексеева, ЛБИ присваивает себе полномочия ФСКН, Роспотребнадзора и Роскомнадзора, на которые по закону возложена обязанность определения общественной опасности контента в Интернете. В итоге данная инициатива не получила поддержки в Министерстве связи и массовых коммуникаций [7].  В 2002 году правительства только четырех государств подвергали Интернет регулярной цензуре. Сегодня таких стран – свыше сорока. Те или иные ограничения в Сети на сегодняшний день вводят фактически все государства Например, во Франции, Германии, Великобритании и США производство и хранение контента, содержащего детскую порнографию и сексуальную эксплуатацию несовершеннолетних, карается уголовным преследованием, а интернет-провайдеры обязаны сообщать властям о подобном контенте. В Германии преследуют распространителей контента, вызывающего у детей и подростков ненависть и насилие, а американский закон по защите детей в Интернете обязывает госучреждения, получающие финансирование из федерального бюджета, в обязательном порядке устанавливать фильтры по блокировке любого порноконтента. В Японии требуется верификация возраста для использования сайтов знакомств и иных подобных сервисов. Наконец, даже в Индии, где доступ в Интернет не так велик, полиция имеет право конфисковать и удалять контент, создающий угрозу для национальной безопасности или общественного порядка [8].  Впрочем, ни одна из систем контроля и цензуры не оказывается пока достаточно прочной. В Китае около 10 % пользователей научились обходить государственную систему блокировок «Золотой щит» («Великий китайский файрвол»), пользуясь прокси-серверами и сетями-анонимай- зерами. Стоит также заметить, что сама структура Интернета предполагает, что установить над ним полный контроль практически невозможно. Закрытие доступа к какому-либо ресурсу не может означать, что неугодная информация не появится на другом сайте. Для преодоления цензуры в Интернете пользователи применяют возможность доступа к заблокированным ресурсам через другие разрешенные ресурсы. Такими ресурсами являются веб-прокси, прокси-сервер, анонимные сети, веб-сервисы перевода содержимого веб-страниц по указанию адреса страницы (например, Google Translate) (URL: http://ataman78a.ucoz.ru/news/kak_obojti_cenzuru_v_ internete/2012-01-09-461).  Нужна ли цензура в Интернете? Прежде всего необходимо определиться с содержданием понятия цензуры. Критерий прост – запрет следует налагать на информацию, которая наносит вред обществу, прежде всего подрастающему поколению.  1. Отечественные исследователи среди рисков и угроз в Сети называют интернет-зависимость и целый ряд проблем, связанных с процессом социализации подростков в интернете. Среди них – недостоверная и навязчивая информация, нарушение прав человека, проблема изоляции  и утраты «Я», проблема в формировании идентичности, вред физическому здоровью, девальвация нравственности, снижение культурного уровня, вытеснение и ограничение традиционных форм общения, негативные социальные влияния. Подростки в Интернете сталкиваются с теми же рисками, что встречаются им в обществе. В реальной жизни угрозы достаточно локализованы – они могут исходить от родственников, сверстников, знакомых из ближайшего окружения. В сетевом же пространстве угрозы могут исходить от кого угодно и откуда угодно – без географической или какой-то другой привязки (URL: http://wolkowo.ucoz.ru/index/mediabezopasnost/0-11).  Главный вопрос: как соблюсти баланс между свободой Интернета и защитой от опасной информации. Цензура пугает, если государство хочет применять закон для удержания власти, для продвижения своих идей, ст. 29 Конституции должна трактоваться прежде всего в политическом смысле. Гарантией надлежащей реализации запрета цензуры является механизм работы по созданию «черных списков», установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года, предусматривающим исчерпывающий перечень информации, за распространение которой сайты включаются в «черный список», и исчерпывающий перечень органов, принимающих такое решение. Если вопрос о закрытии сайта не входит в компетенцию вышеуказанных органов, его решает суд в соответствии с действующим законодательством. Закрытие сайта можно обжаловать в судебном порядке.  В результате исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) выяснилось, что подавляющее большинство жителей России считают, что в Интернете нужна цензура, потому что это позволит пресечь работу сайтов, которые распространяют вирусы, закрыть ресурсы, которые занимаются мошенничеством на основе СМС (найди свою родословную, узнай как похудеть, скачай суперпрограмму), ограничить доступ к порносайтам (а вы знаете что в интернете имеются форумы педофилов?), запретит на русскоязычных ресурсах размещать рекламу алкоголя и сигарет, закрыть интернет-ресурсы, занимающиеся продажей наркотиков, ограничит доступ к информации, содержащей руководства по созданию оружия, взрывчатых веществ, ядов, а также к руководствам по проведению террористических актов. В первый же день после принятия постановления Роскомнадзор, ведущий «черные списки», получил 3,5 тысячи заявок от пользователей, пишет «Коммерсантъ». По данным Роскомнадзора, на первый вечер работы по составлению «черных списков», zapret-info.gov.ru посетили не менее 300 тыс. пользователей, оставивших 3 496 заявок на включение вебресурсов в реестр, из них 1 369 были отклонены еще до привлечения экспертов (URL: http://википедияwww.topnews.ru/news_id_53954.html). С момента введение в действие черного списка под запрет попадали популярная сетевая библиотека «Либрусек» и интернет-энциклопедия «Луркоморье». Однако после удаления руководством ресурсов запрещенной информации Роскомнадзор исключил сайты из реестра. По мнению экспертов Агентства передовых информационных технологий (АПИТ), в 2013 году в Рунете может быть закрыто не более 4 тысяч сайтов. Учитывая, что общее количество действующих интернет-сайтов в российском сегменте Сети составляет около 2 миллионов, то репрессиям подвергнется лишь 0,2 % от всех интернет-ресурсов. Специалисты АПИТ с помощью разработанного в компании программного обеспечения за три месяца провели мониторинг «сетевой зоны риска» Рунета, проанализировав порядка 10 тысяч сайтов, и пришли к выводу, что, по большому счету, добросовестным сайтам в Сети опасаться нечего (URL: http:// neprussia.ru/news/short/1815). 
 
Библиографические ссылки
1. Экономический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www. slovarus.ru/?di=175507 (дата обращения: 13.04.2013). 2. Мартынов Д. В. Глобальная стратегия развития медиаотрасли онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/referats/ B6C22619D24844C89485AFEA59C5C24A (дата обращения: 13.04.2013). 3. Войниканис Е. А. Понятие «информации» и его особенности в контексте правового регулирования Интернета : докл. на V Междунар. конф. «Право и Интернет: теория и практика» онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/pi/05/voinikas.htm (дата обращения: 13.04.2013). 4. Танимов О. В., Кудашкин Я. В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет. Информационное право. 2010. № 4. 5. О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 г. № 418 (ред. от 24.03.2011 г.). URL: www.consultant.ru (дата обращения: 13.04.2013). 6. О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 24.03.2011). URL: www.consultant.ru. 7. URL: http://www.sovaenter.ru/misuse/news/lawmaking/2013/01/d26336/ Сова-центр (дата обращения: 13.04.2013). 8. Моника Грибелер, Михаил Бушуев онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.bfm.ru/news/197053 (дата обращения: 13.04.2013).
 Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

Ваше мнение

 Copyright © ИА "Veritas" 2010-2018гг.

Условия использования сайта: Сайт содержит материа́лы предназначенные для лиц старше 18 лет!

* Материалы, помеченные символом (Р)* в конце статьи, размещены на правах рекламы 

Яндекс.Метрика